Как правильно знакомить ребенка с компьютером, чтобы дружба с этим чудом техники была на пользу и не угрожала здоровью крохи?
Современный ребенок и компьютер - это
практически история о Малыше и Карлсоне, но в фокусе третьего
тысячелетия. Да что там говорить - в наше время компьютер «живет» в
домах на правах устройства первой необходимости, наряду со стиральными
машинами, микроволновыми печами и т. д.
Согласитесь, оградить ребенка от такого
технического «окружения» невозможно. Да и не нужно. Главное,
определиться - в каком возрасте малыш может начинать и на какие темы
общаться с персональным «всезнайкой».
В чем сила, комп?
Конечно, обучаться кроха может и по
книжкам, и по настенным таблицам, однако именно возможности компьютера,
позволяющие оживлять и озвучивать картинки, неоценимы для маленького
умнички, у которого в дошкольном детстве мышление работает в
наглядно-образном «формате».
Как это понимать? Ребенок мыслит
образами - картинками - и хорошо запоминает, если информацию усвоил с
помощью ярких эмоциональных образов. Кроха видит картинку (хлоп - и
память цепко помещает ее в свои закрома), нажимает пальчиком на клавишу
(зарядка для мелкой моторики, тренинг координации движений) - получает
желаемый результат или пробует изменить увиденное (вот вам и развитие
фантазии и художественного вкуса!).
Развивающие игры составляются так, чтобы
малыш мог нарисовать в своем воображении не только единичное понятие
или конкретную ситуацию, но и множество схожих. Таким образом, у ребенка
с раннего возраста включаются операции мышления - обобщения и
классификации, которые при классическом обучении формируются лишь к 7
годам.
Ну и что особенно приятно родителям -
после компьютерных обучающих игр нет беспорядка, отсутствуют стопки
дидактического материала.
Все эти бонусы маленький умник получит
при условии, что общение с компьютером состоится вовремя, при этом будут
выдержаны оптимальные для ребенка нагрузки, подобраны соответствующие
его возрасту развивающие игры. Об этом подробнее...
Эпоха юзера
Трехлетки
Именно с этого возраста
(конечно, это не значит, что сесть на компьютерный стульчик ребенку
нужно аккурат на следующий день после своего трехлетия) можно приступать
к виртуальным занятиям.
К этому периоду у деток (хотя они все
такие разные!) уже неплохо развита моторика кистей рук, движения, пусть и
еще довольно медленны, но уже более или менее скоординированы - так что
выполнить простенькое задание будет ему под силу.
Что осилит кроха? Кстати, самый простой и
абсолютно безопасный вариант знакомства ребенка и компьютера - это
прослушивание дисков с аудиосказками и детскими песенками. Трехлетний
малыш способен сопоставить движения мышки с движением курсора на экране -
значит, сможет кликнуть по нужным картинкам, буквам, цвету,
использовать клавиши вверх-вниз, вправо-влево.
Ваш юный хакер уже поднаторел в
компьютерной грамоте? Тогда его можно побаловать развивающими языковыми
играми - кроха с удовольствием будет смотреть на изображение больших
букв и повторять иностранные звуки и слова вслед за героем игры. В таком
же режиме ребенок освоит буквы русского алфавита и выучит цифры
(порядковый счет в пределах десяти).
Кстати, учить азбуку и арифметику можно и
другим путем - рисуя и раскрашивая большие контурные изображения,
которые заложены в специальные игровые диски для самых маленьких. В ходе
увлекательной игры малыш, сравнивая значки на линейке виртуальной
«раскраски» и нарисованных ярких баночках всех цветов радуги, а также
щелкая последовательно мышкой там и там, раскрасит картинку - и цифры (в
пределах 10) с буквами запомнятся сами собой.
Главное на этом этапе - мягко
стимулировать ребенка дойти до заветной цели и закончить игру -
например, раскрасить и запомнить первые 5-10 цифр. Авторы развивающих
игр об этом позаботились! Старательного и целеустремленного ученика ждет
«награда» - победный марш или коротенький мультик, красивая картинка.
А можно пойти другим путем - осваивать
азбуку, составление слогов, цифр, порядкового счета в интересной и даже
приключенческой форме, вместе с героями сказок и мультфильмов. Кроме
обучения счету, такие игры включают в себя задания по распознаванию
цвета и простейших геометрических фигур, сопоставлению размеров, высоты,
расстояния, решению других элементарных логических задач. Все это,
конечно, с учетом нежного возраста малыша.
Четырехлетки
Им можно предложить все
те же игры, что рассчитаны на трехлеток, но выставить более высокий
уровень сложности (в программах с указанием «От 2 до 5» эта функция
предусмотрена). Плюс ко всему наш компьютерный гений уже может собрать
целое из его частей и запомнить, как эти части называются (например,
квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, круг), так как за правильным
действием следует звуковой комментарий, приободряющий и побуждающий к
продолжению игры. Языковые игры по изучению английского рассчитаны как
на бывалого ученика, который начал знакомство с иностранным в 3 года или
раньше, так и на новичка.
Кстати, четырехлетки уже могут повторять
стишки, песенки и считалки, визуально запоминать и воспроизводить
написания коротких слов. На детишек этого возраста рассчитано множество
игр с воспитательным акцентом - например, есть игры, приучающие ребенка к
порядку и закрепляющие навыки гигиены. Да, да, не удивляйтесь, смешной
человечек или веселая ватага зверюшек - виртуальных воспитателей -
эффективнее ваших многочисленных нотаций обучит малыша содержать себя и
свою комнату в полном порядке (умываться и чистить зубки по утрам и
вечерам, заправлять свою постель, складывать разбросанные игрушки,
поливать цветы и т. д.).
Для четырехлетней ребятни также
рассчитаны: игры-одевалки (малыши одевают виртуальных человечков
согласно времени года и половой принадлежности, подбирают украшения и
необходимые аксессуары); дизайнерские забавы для юных архитекторов или
художников (на экранах компьютеров детки могут построить дома или даже
целые города, оформить открытки и обложки книжек); игры для маленьких
кулинаров (ребятишки «пекут» по предложенным рецептам и украшают торты);
веселые уроки для юных шахматистов; игры для начинающих зоологов (они
обучаются ухаживать за виртуальными домашними животными и в игровой
форме знакомятся с удивительным миром флоры и фауны).
Пятилетки и старше
Для любознательных
старших дошколят, кроме уже известных практикумов по арифметике, родному
и иностранному языкам (кстати, на этом этапе ребенок уже сможет
вставить в слово пропущенную букву, составить несложные слова из букв и
слогов, расположенных в произвольном порядке), существуют замечательные
мультяшные игры в стиле «Занимательная география», «Занимательная
анатомия», «Маленький астроном» и другие виртуальные уроки.
Факторы риска
Как вы уже убедились, компьютер может
стать малышу и другом, и учителем в одном... мониторе, однако не стоит
превращать его в единственный способ времяпровождения вашего чада.
Давайте сразу определимся, что компьютерные игры для самых маленьких -
не столько источник информации, сколько возможность повторить и
закрепить в игровой форме самостоятельно то, что ребенок узнал из
общения с родителями.
Как и все процессы, общение крохи с
компьютером имеет и негативную сторону - может навредить его зрению,
осанке и нервной системе. Как быть - не прятать же «друга и учителя» в
шкафу? Нет, прятать не стоит.
Советуем минимизировать возможные вредные воздействия, следуя советам:
• не экономьте на
мониторе: он должен отвечать последним международным стандартам
безопасности (со специальной защитной рамкой), по возможности - с
жидкокристаллическим дисплеем;
• приобретите для
ребенка специальный компьютерный стульчик, который будет регулировать
правильную посадку за столом (спинка у крохи ровная, предплечья
находятся вдоль позвоночника);
• следите за
расстоянием от детских глаз до экрана монитора (во время просмотра
мультфильмов оно должно составлять 2 м и более, во время компьютерных
игр - 40 см);
• позаботьтесь о
хорошем освещении в комнате (малышу недопустимо работать в темноте или
полумраке), отсутствии на мониторе бликов от солнечных лучей. Взгляд
ребенка на экран должен быть направлен немного сверху вниз, а не
наоборот;
• помещение, в
котором находится компьютер, часто проветривайте и делайте в нем влажную
уборку, используйте увлажнители воздуха, так как летающие
наэлектризованные частички пыли могут вызывать неприятную сухость
слизистых оболочек носа и глаз;
• после игр делайте
вместе с малышом гимнастику для глаз (поднять глаза кверху и, представив
летящего там мотылька, следить за его полетом из одного угла комнаты в
другой, не поворачивая при этом головы);
• строго
регламентируйте время, проводимое ребенком перед экраном монитора. Пусть
для вашего чада это тоже будет «работой», постарайтесь объяснить, что
маленьким много «работать» нельзя, условьтесь о дозволенном объеме,
например, один уровень игры или одна интерактивная раскраска,
договоритесь о беспрекословном выполнении правил и «штрафах» в случае их
нарушения.
Веселого вам обучения!
|