Если у вас достаточно большая квартира и
есть возможность выделить для ребенка комнату, вы, конечно, выделили
ее, едва ребенок у вас появился. Он привык уже к своему «царству» и
очень много времени проводит в нем. Не лишним будет напомнить, что в
детской комнате должно быть просторно, светло и свежо. Проветривайте
здесь как можно чаще: чистый воздух - залог здоровья; наукой доказано,
что многие вирусы боятся свежего воздуха.
Письменный стол расположите поближе к
окну, чтобы свет падал на него слева: именно за столом ваш ребенок будет
приобретать знания и навыки - пролистывать альбомы и журналы с
иллюстрациями, читать первые книжки, раскрашивать, рисовать. При хорошем
освещении его глаза не будут уставать.
В детской комнате не должно быть никаких
посторонних предметов; не устраивайте из комнаты вашего ребенка склад,
не храните здесь скатанных в рулоны ковров, коробок, ненужной старой
мебели (в небольших квартирах такие завалы - довольно частое явление).
Лишние предметы занимают пространство, так необходимое ребенку; кроме
этого, они вытесняют воздух, и в помещении постоянно ощущается духота.
Кроме того, что в детской комнате не
должно быть лишних вещей, в ней еще постоянно должен царить порядок.
Если порядок будет вокруг ребенка, порядок будет и у ребенка в голове.
Но это не значит, что исключительно вы обязаны наводить порядок в
комнате ребенка. Малыш тоже должен принимать в этом участие.
Наведение в комнате порядка содержит в
себе сильный воспитательный эффект. Не позволяйте ребенку играть сразу
со всеми игрушками в противном случае эти игрушки уже через пять минут
будут разбросаны всюду. Правильнее, когда ребенок играет с 1-2
игрушками. Наигрался - убрал; взял другие. Конечно, такое воспитание -
дело нелегкое. Но идеалы для того и существуют, чтобы к ним хотя бы
стремиться.
Детская кроватка изменилась
Вы уже убрали детскую кроватку с
высокими стенками, а если не убрали, то опустили у кроватки дно, сняли
стенки. Некоторые родители уже с 3 лет укладывают ребенка спать на
взрослой кровати (если, конечно, она не слишком высока), и ребенок
только рад этому.
Во-первых, на большой кровати ему
просторно, а во-вторых, для ребенка, который во всем старается походить
на взрослых, то, что он может теперь спать на большой кровати, ему очень
льстит.
Возле кровати постоянно присутствует горшок - просто незаменимый в ночное время.
Если вы поставили ребенку большую
кровать, вы должны все сделать так, чтобы ребенок во время сна не
скатывался на пол - ведь некоторые дети спят очень беспокойно; тем более
ребенок привык к кроватке со стенками, и в подсознании его живет
уверенность: стенка не даст ему упасть. А стенки-то и нет!..
Некоторые родители на время сна ребенка
придвигают к кровати стул, а то и два стула. Это довольно простой и
необременительный выход. Кроме того, что стул не дает упасть ребенку, он
не дает еще соскользнуть на пол одеялу. Есть и другие способы избежать
неприятностей.
У кровати можно подпилить ножки таким
образом, чтобы она была слегка наклонена к стене, к которой плотно
придвинута. Ребенок во время сна, как бы ни возился, не упадет с кровати
- он будет скатываться к стене.
Если вам не хочется портить кровать
(подпиливать ножки), вы можете подложить под матрац с наружного края
несколько деревянных брусков. Эти бруски приподнимут край матраца и
создадут в некотором роде препятствие, преодолеть которое спящему малышу
будет невозможно.
Не лишена смысла маленькая хитрость
некоторых родителей: если ребенок спит беспокойно, они на всякий случай
раскладывают у кровати старые подушки или что-нибудь мягкое. Малыш, даже
если скатится с кровати, не ушибется.
Однако лучшее средство против случайных
падений с кровати - привычка. Почаще давайте ребенку лежать на его новой
кровати днем. Просто так, без сна. Чтобы ребенок свыкся с тем, что
кровать его - не только без стенок, но и без бортиков. Сознание этого
скоро станет как взведенная пружина, и ребенок даже во время сна будет
внутренне начеку.
Остается довольно популярной двухэтажная
кровать. Надо думать, секрет ее популярности - в недостатке площади в
стандартных современных квартирах. В семье два ребенка, а комната,
выделенная для детей, слишком мала, чтобы разместить в ней две кровати,
два шкафа, два письменных стола и т. д. Вот и приходится родителям
искать выход из положения, комбинировать. И они приходят к мысли, что
удобнее, рациональнее двухэтажной кровати ничего нет. Это не совсем так.
Конечно, несомненный плюс такой кровати в
том, что она занимает значительно меньше места, чем две обычные
кровати. Но есть и очевидные минусы. Двухэтажная кровать - вечный повод
для ссор между детьми. Как правило, дети воюют за верхнее место.
Обозревать оттуда комнату - это так прекрасно! И бывает проблематично
эти ссоры разрешать. Обычно родители прибегают к услугам «скользящего»
графика: по четным дням наверху спит один ребенок, по нечетным - другой.
В итоге - очень много суеты. Каждый вечер маме приходится перестилать
постели, ведь у каждого ребенка свои простыня, подушка, пододеяльник. А
оставлять постели в общем пользовании негигиенично.
Верхнее место, хоть и с бортиком, а
представляет из себя известную опасность. Если ребенок упадет оттуда,
это может привести к серьезной травме. А упасть ребенок вполне может;
например, будучи в полусонном состоянии, он позабудет, что спит этой
ночью наверху, свесит ноги и пойдет...
Неудобство двухэтажной кровати еще и в
том, что если один из детей заболеет (гриппом, к примеру) и их надо
будет разделять, другой ребенок автоматически теряет спальное место, и
ему приходится спать либо с мамой и папой, либо где-нибудь на диване или
кушетке - в местах, для сна не рассчитанных.
Следует учитывать и то, что всякому
человеку, уставшему эмоционально от общения, время от времени хочется
побыть в одиночестве. В случае, если у детей двухэтажная кровать, это
просто невозможно.
Родители, взвесив все «за» и «против»,
сами должны решить, какие из кроватей наиболее подходят для их детей. Мы
же здесь только проливаем свет на те или иные стороны предмета, К
великому сожалению, довольно часто действиями и выбором взрослых
руководят не их желания, а их возможности и те (не самые лучшие)
условия, в которых они обитают.
|