С первых дней жизни вашего ребенка
постарайтесь создать благоприятные условия для его бодрствования,
которые обеспечат малышу активность и своевременное физическое и
нервно-психическое развитие. Сон и бодрствование - два сопряженных
состояния, которые зависят друг от друга: активное бодрствование -
глубокий сон.
Где должен бодрствовать ребенок?
В первые 2-3 месяца жизни малыш еще не
умеет передвигаться, поэтому его вполне устроит кроватка. С 3 месяцев
полезно на время бодрствования убирать из кроватки постель и матрац,
заменяя их специальной доской, поверх которой кладут байковое одеяло и
клеенку.
Когда вашему малышу исполнится 5-6
месяцев, ему потребуется манеж. Месяцев с 7-8 ребенок нуждается в
большем пространстве, и манеж его уже не устраивает. С этого времени
значительную часть бодрствования он будет проводить на полу, учась
ползать. Отгородите часть комнаты стульями, креслом, диваном. Они не
позволят малышу уйти из отгороженного пространства, и в то же время
будут служить опорой, когда он будет учиться вставать. Если пол не очень
теплый, положите коврик, старое одеяло. Позаботьтесь, чтобы рядом с
малышом не было опасных предметов.
Конечно, вы догадываетесь, что одного
пространства мало, чтобы ребенок активно бодрствовал. Ему нужны игрушки,
с которыми он будет действовать.
От рождения до 4-5 месяцев малыш учится
выделять предмет, игрушку из окружающего пространства. Ему нужны
крупные, достаточно яркие, непестрые, выделяющиеся на фоне других вещей
игрушки. Лучше, если их сначала покажет ребенку взрослый. Интерес к
игрушке, эмоциональная привязанность к ней возникают легче и быстрее,
если ее показывает самый близкий человек - мама. Позже и сама игрушка
становится притягательной для малыша, так как первые впечатления были
получены на фоне улыбки, ласкового разговора родного человека.
В возрасте 4-5 месяцев игрушка попадает в
руки ребенка, он начинает приобщаться к ней, исследовать ее
особенности. Ему нужны всевозможные удобные для захватывания,
удерживания, ощупывания игрушки разной расцветки, из разных материалов, с
разной поверхностью и т. д.
В возрасте 8-9 месяцев для ребенка
игрушка выступает как средство получения особого результата, эффекта:
шума, звона, треска. Не забудьте приобрести для малыша матрешку,
пирамидку, кубы-вкладыши и т. п.
К концу года, когда ребенок делает
первые шаги, можно купить устойчивую каталку на четырех колесах, с
высоким бортом, держась за который он будет толкать игрушку вперед.
Удобно для развития движений надувное бревно: через него малыш
переползает, пытается перешагнуть, двигает его, приподнимает, садится на
него.
С раннего возраста внимание ребенка
привлекают машинки, куклы, зверюшки. Он с удовольствием играет с
петушком, который весело кукарекает, гладит мягкого котенка, катает
машину. Позднее малыш старается покормить котенка из миски, уложить
спать куклу. Эти игрушки не должны быть большими, самый удобный размер
их - 15-25 см. Более крупные игрушки в этом возрасте нежелательны:
иногда дети их боятся. Не рекомендуется давать маленькому ребенку
игрушечных животных из меха. Лучше пользоваться мягконабивными игрушками
из гладкой или махровой ткани. Для игр в воде во время купания хороши
пластмассовые и резиновые рыбки, уточки, лодочки.
Детям нужны и музыкальные игрушки. Они с
удовольствием прислушиваются к песне взрослого, к простой мелодии,
исполняемой на металлофоне, дудочке, свирели, к ритмическим звукам
бубна. С интересом наблюдают малыши за юлой и волчком.
Пластмассовые и резиновые игрушки, с
которыми играет малыш, надо ежедневно мыть, мягкие - периодически
стирать и чистить. Хранить их лучше в специальном ящике или корзине.
|