В первые несколько суток после рождения ребенок слышит очень плохо. Каковы же причины плохого слуха?
1.
Барабанные полости у новорожденного ребенка заполнены студенистой
зародышевой соединительной тканью, которая обволакивает цепь слуховых
косточек и прилегает к внутренней поверхности барабанной перепонки
(тем самым препятствует свободным колебаниям этих образований под
воздействием звуковых волн).
2. Слуховые трубы заполнены амниотической жидкостью (которая также препятствует свободным колебаниям барабанных перепонок).
3. У
новорожденного еще далеко не завершено развитие ткани слухового нерва,
что отрицательно сказывается на проведении по нервным волокнам
электрических импульсов.
Зная об этих особенностях
новорожденного, родители в течение первых шести-семи дней жизни малыша
могут не особенно беспокоиться о том, что потревожат его сон
разговорами, восклицаниями или смехом, они могут не стеснять себя, не
шептаться, а говорить в полный голос, разве что не стучать.
Физиологическая, временная тугоухость ребенка надежно защищает его сон.
Спустя несколько суток после рождения
малыша зародышевая ткань в барабанной полости атрофируется,
амниотическая жидкость из слуховых труб проливается в полость носа
(затем либо вытекает из носа, либо проглатывается ребенком), и слух у
него сразу становится намного лучше; однако слух у ребенка первых
месяцев жизни все еще не отличается той остротой, которая характерна,
например, для молодого человека восемнадцати-двадцати лет, развитие
ткани слухового нерва еще продолжается.
Как только ребенок станет слышать лучше,
родители сразу заметят это. Начиная с сего момента, они должны по
возможности исключить громкие звуки. Громкие звуки пугают маленького
ребенка - он вздрагивает, проявляет беспокойство и порой даже плачет.
Эта реакция естественная. Но и не следует добиваться полной тишины
вокруг малыша. Для нормального развития органа слуха звук необходим.
Важно, чтобы мама почаще разговаривала с
ребенком. Голос мамы в отличие от других голосов малыш хорошо знает еще
со времени своего внутриутробного развития; этот голос ребенок слышал
каждый день благодаря достаточно высокой звуковой проводимости тканей и
околоплодных вод. Другие голоса - незнакомые (и особенно громкие) -
могут новорожденного ребенка испугать.
Мама должна разговаривать с ребенком,
меняя ему пеленки, разговаривать, выполняя гигиенические процедуры,
делая массаж, выполняя с ним физические упражнения; мама должна
разговаривать с малышом почти все время, пока он бодрствует, негромким,
ласковым голосом.
Дело в том, что голос мамы не только
помогает развитию органа слуха, но и успокаивает ребенка; материнский
голос - это один из немногих факторов, позволяющих ребенку чувствовать
свою защищенность перед изменчивым внешним миром. Если угодно, голос
матери - одна из опор для малыша. Голос мамы, которому ребенок полностью
доверяет, помогает ему обрести навык сосредоточения внимания - в
частности сосредоточиться на слуховых ощущениях. Если мама, разговаривая
с малышом, перемещается по комнате, заговаривает с ним то справа, то
слева, то спереди, то сзади, он быстрее научится распознавать положение
источника звука в пространстве. А этот навык очень важен.
Уделив столько внимания развитию слуха
физиологического, мы, наверное, должны сказать хоть несколько слов и о
развитии музыкального слуха... Уже примерно со второго-третьего месяцев
жизни ребенку можно включать музыку - негромкую и ненавязчивую серьезную
музыку. Хороша музыка фортепианная, скрипичная, клавесинная, органная,
хоровая. Предпочтение следует отдавать произведениям, имеющим
легкоуловимый и запоминающийся мелодический рисунок.
Включать музыку нужно во время
бодрствования малыша - она может звучать непосредственно в детской
комнате или доноситься из какой-либо соседней комнаты или из кухни.
Когда же ребенок спит, должна царить тишина - ничто не должно тревожить
его сна.
|