Сердечно-сосудистая система ребенка
состоит из сердца, сосудов (артерии, вены, капилляры). Сердце ребенка
начинает биться на 20-й день после образования зародыша и продолжает
работать всю жизнь без остановки, в течение суток перекачивая тысячи
литров крови.
Что же обеспечивает такую работоспособность?
Дело в том, что сердечная мышца регулярно приходит в расслабленное
состояние, то есть отдыхает. Фазы сокращения и расслабления совершаются
ритмично, следуя друг за другом через определенное время.
Отличается ли сердце ребенка от сердца взрослого человека? Да,
отличается по размеру, строению и характеру функционирования. Сердце
новорожденного ребенка весит всего 20 грамм. К 3-4 годам вес его
достигает примерно 300 грамм. Увеличение массы тела ребенка связано с
силой сердечных сокращений. В первые месяцы жизни оно производит 120-140
ударов в минуту, в 2-4 года - 90-120 уд/мин, в 5-6 лет - 80-100 уд/мин.
В то время как у взрослого - 60-70 уд/мин.
Так как организм ребенка растет и
нуждается в большом количестве кислорода, то минутный объем выброса
крови в аорту выше, чем у взрослого. У новорожденного он составляет 100
мл на 1 кг веса, у годовалого - 120 мл, у пятилетнего - 100 мл, у
взрослого - 60 мл.
Артериальное давление с возрастом тоже
изменяется в сторону увеличения. На первом году жизни ребенка оно
составляет 80-55/55-50 мм ртутного столба. В 3 года оно колеблется в
пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. Следует иметь в виду, что все
приведенные выше показатели у малышей очень неустойчивы. Они могут
меняться под влиянием температуры, эмоций мышечной деятельности. Может
наблюдаться и сердечная аритмия, что объясняется недостаточной
регуляцией со стороны нервной системы.
Что же надо делать, чтобы сердечно-сосудистая система ребенка своевременно развивалась и укреплялась?
Мы уже говорили, что организм ребенка - единая система, и чтобы
нормально развивалась сердечно-сосудистая система, надо позаботиться о
двигательной активности малыша.
Нормально развивающийся, здоровый
ребенок отличается достаточной двигательной активностью. Он много
ползает, ходит, действует с предметами, научившись бегать - бегает, и
этого вполне достаточно для естественной тренировки сердца. Кстати, у
ребенка есть возможность саморегуляции.
Присмотритесь к своему малышу: то он
ползает на четвереньках, то встает на ножки, то садится и некоторое
время действует с предметами, а затем снова перемещается, и так без
конца. Меняя движения, он отдыхает, и не бойтесь, что ребенок
переутомится, не ограничивайте его в движениях, а наоборот, создавайте
условия для них.
Но если малыш заболел и у него
повысилась температура, надо быть осторожным. Во время болезни сердцу
ребенка предъявляются большие требования, что ведет к ослаблению его
деятельности. Причиной нарушения сердечной деятельности может быть
хронический насморк, воспалительный процесс в ушах, почках и других
органах. Признаками нарушения сердечной деятельности являются вялая,
бледная кожа ребенка, быстрая утомляемость, малая двигательная
активность. В период болезни ребенка и после нее постирайтесь создать
для вашего малыша щадящий режим с уменьшением двигательной активности, а
по мере выздоровления постепенно вводите его в активную жизнь.
На развитие сердечно-сосудистой системы
оказывает большое влияние общее эмоциональное состояние ребенка. Поэтому
следует позаботиться о положительном эмоциональном климате, окружающем
его. По образному выражению известного детского психолога А. В.
Запорожца, атмосфера, окружающая ребенка, должна быть солнечной.
Не менее важно соблюдение гигиенических
условий: проветривание помещения и влажная уборка, достаточное
пребывание малыша на свежем воздухе.
|