Дети этого возраста стремятся к самостоятельности и могут быть самостоятельными, только если создать им для этого условия.
Для умывания подставьте скамеечку или
табуретку, стоя на которой малыш сможет достать кран; полотенце должно
быть коротким, чтобы он легко мог им вытереться; повесьте его на высоте,
доступной для ребенка, чтобы он мог снять и повесить его сам. Умывание
должно вызывать у малыша приятные эмоции: вода не очень холодная и не
затекает в рукава.
Для кормления лучше иметь маленькие, по
росту ребенка, стол и стулья; найти доступное для него место хранения
предметов сервировки стола: салфеток (скатерти), посуды и др.
Ребенок может сидеть и за общим столом,
когда вся семья в сборе. В этом случае он, разумеется, ощущает
значительность ситуации. Покажите ему пример культуры поведения за
столом, не делайте замечаний при какой-либо его неудаче, неловком
действии - незаметно помогите малышу, похвалите за самостоятельность и
аккуратность.
В любом случае привлекайте ребенка к
участию в приготовлениях к еде: предложите ему поставить стул к столу,
принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т. п.
Выполнение этих действий создает у ребенка установку на прием пищи,
положительно влияет на его аппетит. Участие малыша в приготовлениях к
еде имеет и другую положительную сторону - приучает к труду и
самостоятельности.
При кормлении продолжайте придерживаться
тех же правил, что и на втором году жизни, обращая при этом больше
внимания на культуру поведения за столом.
Ребенок к трем годам может:
• есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила поведения за столом; • спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо (однако не злоупотребляйте длинными паузами!); • выразить свои просьбы словами («Подай, пожалуйста, салфетку», «Налей еще чаю» и т. п.); • говорить «спасибо» после еды.
|