Что же умеет ребенок в три года?
• С удовольствием общается с мамой и
папой, а также с другими взрослыми - знакомыми и незнакомыми; с
интересом общается с детьми, хорошо с ними играет; возраст детей, с
которыми играет малыш, для него не важен.
• В своем поведении стремится быть похожим на маму и папу; родители для него по-прежнему - образец.
• Легко узнаёт по голосу маму и папу,
других домашних и даже многих дальних родственников и знакомых (с
которыми общается часто).
• Различает основные цвета и помнит, как цвета называются.
• Любит слушать музыку, легко запоминает
мелодию, которая ему нравится; если он слышит свою любимую мелодию, то
может начать подпевать. Однако с музыкальным слухом у него еще не все в
порядке, и то, что исполняет малыш, может разительно отличаться от его
любимой мелодии.
• Может похвалиться весьма значительным
запасом слов - у некоторых детей этого возраста запас составляет более
трехсот слов. Малыш уже строит простейшие фразы, вполне ясно обозначает
свои желания, выражает свои мысли.
• Интересуется практически всем, что
видит; задает очень много вопросов и настойчиво требует ответов на них;
иногда спрашивает значение незнакомых слов.
• Может разделять предметы по группам,
основываясь на каких-то определяющих признаках. К примеру, ряд предметов
«тарелка, рубашка, чашка, шапка, ложка, носочки» он легко разделит на
две группы: «тарелка, чашка, ложка» и «рубашка, шапка, носочки». Также
ребенок этого возраста способен определить признак, объединяющий
предметы: «стакан, градусник, лампочка, зеркало» - все эти предметы
стеклянные, «игла, нож, вязальная спица, шило» - все эти предметы острые
и т.д.
• Время от времени ребенок фантазирует:
он рассказывает небылицы, которые будто бы с ним происходили. Не следует
принимать его фантазии за обман. Возможно, ребенку скучно, возможно, он
в чем-то нуждается, в чем - это становится ясно, если проанализировать
его фантазии.
• Играя, ребенок разговаривает с
куклами, с другими игрушками, проговаривает ответы кукол и других
игрушек. Он склонен относиться к неодушевленным предметам как к
одушевленным: заботиться о них, жалеть, сердиться на них, наказывать их.
• Малыш быстро перенимает игры, которые
показывают взрослые. Игры ребенка становятся все сложнее, быстро освоив
правила игры, ребенок может пойти дальше и еще более усложнить игру,
добавив в нее новые правила, - проявляется способность к творчеству.
Любит игры в компании таких же малышей - это показывает, что он уже с
раннего возраста готов к игре в команде.
• Ребенок с интересом рассматривает
картинки в детских журналах и книжках. Может рассказывать сам себе или
кукле то, что видит на картинках; водя по картинке пальцем, может
составлять по ней целый рассказ - как правило, он рассказывает то, что
рассказывала ему мама. С не уменьшающимся удовольствием малыш
рассматривает картинки в старых, хорошо изученных им книжках, у него
есть любимые книжки.
• Большое удовольствие малыш получает от
рисования: ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс
рисования, поэтому в том, что рисует малыш, не следует искать какого-то
смысла - рисунки его можно назвать не иначе как каракулями. Но с
течением времени среди каракулей все чаще появляются фигуры, в которых
можно угадать круги, треугольники, прямоугольники. Различая цвета,
ребенок, однако, не пользуется этим навыком - взяв из коробки
какой-нибудь один карандаш, он может изрисовать им половину альбома.
• С большим удовольствием занимается
лепкой. Как и в рисовании, в лепке его интересует не конечный результат,
а само действие - ребенку нравится, как мнется пластичный материал в
его пальцах, как материал слушается его пальцев, как сами по себе
возникают неожиданные формы.
• Очень интересуется своим отражением в
зеркале: стоя перед зеркалом, может строить себе рожицы. Не только
девочки, но и мальчики примеряют перед зеркалом вещи, принадлежащие маме
или папе - это можно рассматривать как одно из проявлений желания
скорее стать взрослыми.
Мы обрисовали в общих чертах психический
«профиль» ребенка в возрасте трех лет. Развитие большинства детей
соответствует этому «профилю». Если мама видит, что ее малыш какого-то
из описанных навыков не освоил, она должна активизировать свои усилия и
обучить ребенка навыку.
|