На третьем году жизни у ребенка
возрастает внимание к звуковой стороне речи. Старайтесь следить за тем,
чтобы речь вашего малыша была внятной, неторопливой, достаточно громкой.
Нужно обращать внимание ребенка на четкость произнесения звуков,
слогов, фраз, причем делать замечания нецелесообразно - лучше похвалите
малыша, а потом попросите повторить сказанное (погромче, не торопясь).
Сопроводите эту просьбу словами: «Извини, я не расслышала, что ты
сказал». Помните, что ваша четкая, неторопливая речь будет лучшим
образцом для ребенка.
Перейдем к играм и игровым заданиям, которые вы можете использовать, занимаясь с ребенком.
«Во дворе»
Приготовьте игрушки или картинки,
изображающие петуха, курицу, кошку и т. п. Показывайте ребенку игрушку
(картинку), сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот
курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т. д. После «представления» всех животных и
птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т. д.
«Петушки и цыплята»
Вы будете изображать петушка, а ребенок -
курочку или цыпленка. Попросите малыша стучать пальцами об пол -
«клевать зернышки». Вы включаетесь: «Где тут цыпленок?» Ребенок
отвечает: «Тут, пи-пи-пи». «А где курочка?» Тут: «Ко-ко-ко».
«Гав-гав»
Приготовьте картинки с изображени¬ями
щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся. Читайте малышу
стихи, сопровождая свои слова демонстрацией картинок. Ребенок с вашей
помощью будет подражать звукам зверей и птиц.
«Часы тикают»
Приготовьте настоящий или игрушечные
часы (большие и маленькие) Покажите малышу часы, предложите послушать,
как они «говорят», и воспроизвести тиканье: «тик-так». Потом
демонстрируете тиканье других часов.
Ребенок воспроизводит громкое тиканье
больших часов и тихое - маленьких. Можно попросить его «тикать»
медленнее или быстрее. Следите за произношением звуков.
«Лошадка»
Приготовьте игрушечную лошадку. Покажите
ребенку игрушку, сопровождая действия имитацией крика лошади: «И-и-и».
Попросите ребенка повторить. Лошадку можно заменим, другой игрушкой с
соответствующей имитацией.
«У куклы болит зуб»
Приготовьте куклу. Объясните ребенку,
что кукла кричит от зубной боли: «О-о-о». Попросите повторить это, следя
за тем, чтобы малыш, произнося «о», округлял губы.
«Подбери картинку»
Подберите сюжетную, на которой
изображены знакомые малышу предметы или игрушки, желательно, чтобы их
названия начинались с одной и той же группы звуков. Например, [м], [п],
[б] - то есть звуков, для произношения которых требуется смыкание губ,
или [в], [ф], произношение которое требует соприкосновения губ и зубов,
или [т] и [п] произношение которых требует прикосновения языка к зубам и
т. д., учитывая нормы произношения, которыми владеет малыш на третьем
году.
Назовите предметы, изображенные на
картинке, и предложите малышу повторить. Потом задайте вопросы по
содержанию картинки и в случае затруднения, помогите ребенку, давая ему
образец правильного произношения.
«Подбери игрушки»
Подберите игрушки, название которых
начинаются с одного и того же звука (доступного ребенку). Накройте их
скатертью (если они мелкие, сложите в мешочек). Попросите малыша
пощупать игрушку сквозь ткань и назвать ее. Следите за тем, чтобы малыш
не только хорошо произносил нужные звуки, но и говорил громко и
отчетливо.
«Мышка»
Приготовьте игрушечную мышку. Спрячьте
игрушку и поищите, как мышка, предложите малышу ее поискать. Вместо
мышки можно взять другую игрушку с соответствующей звуковой имитацией.
Ребенок вслед за вами имитирует писк мышки.
В заключение отметим, что вы сами можете подобрать игры для отработки с малышом произношения отдельных звуков.
|