К двум годам ребенок не только подражает
речи взрослого, используя готовые образцы, но и активно осваивает
правильные грамматические формы. Впрочем, в речи малыша часто появляются
аграмматизмы, что говорит о его самостоятельности в построении
высказываний.
«Гости»
Приготовьте куклу, посуду, грибки,
яблочки, зайку, мишку. Объясните ребенку, что к кукле придут в гости
зайка и мишка, надо их принять.
Накройте вместе с малышом на стол.
Спрашивайте, что нужно положить на стол: вилки, ложки и т. д., добиваясь
от ребенка употребления множественного числа существительных. Затем
спросите, что принесли гости: «Зайка - грибы, мишка - яблоки»
(прилагаются). Предметы могут быть заменены на другие.
«Дайте мне»
Приготовьте несколько наборов мелких
предметов или игрушек. Попросите ребенка дать вам кубик (кубики), шарик
(шарики). Если малыш дифференцирует предметы и не ошибается,
сопровождайте его действия словами, выделяя окончания: кубик[и].
«Где?»
Покажите малышу шарик. Спросите, что он
видит. (Шарик.) Покажите ему еще один шарик и опять спросите, что он
видит. Скажите: «Правильно, шарики. А теперь покажи, где один шарик, а
где шарики».
Вариант игры: предложите ребенку
картинки с изображением предметов сложной формы множественного числа:
дети, листья, рога. Покажите малышу один предмет на картинке, затем
несколько и назовите их во множественном числе. Постепенно малыш освоит
это.
«Магазин»
Приготовьте много игрушек и расположите
их, имитируя магазинные полки. Предоставьте ребенку роль покупателя и
попросите его сделать заказ на покупку. Когда ребенок просит «продать»
ему мяч, спросите: «Какой?» - «Синий» и т. д. Упражнение помогает
ребенку научиться согласованию существительного с прилагательным.
«Теремок»
Приготовьте картинки с изображением
героев известной сказки или игрушки-персонажей. Звери по очереди
«приходят» к теремку, но дверь «открывается», только если ребенок
правильно согласует существительное и глагол в прошедшем времени в
ответе на ваш вопрос: «Кто пришел в теремок?» - «Кошка пришл[а], еж
пришел».
«Кто сделал?»
Задавайте малышу вопросы о действиях,
произведенных членами семьи: «Бабушка ушла в магазин». - «Куда ушла
бабушка?» «Папа взял газету». - «Что взял папа?» В ответе малыша должен
быть глагол.
«Кто где?»
Расположите несколько игрушек
(предметов) в разных местах (на столе, в ящике стола, на полке), потом
начните задавать ребенку вопросы о том, где кто (что) лежит: «Где
стакан?» - «На столе». - «Где ложка?» - «В столе», добиваясь, чтобы
малыш употреблял в своих ответах предлоги.
«Заяц и зайчонок»
Приготовьте игрушки или картинки с
изображениями животных и их детенышей. Перемешайте их и предложите
малышу разобрать по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где
лисенок?» Важно научить малыша употреблять уменьшительно-ласкательную
форму существительных.
«Покажи и расскажи»
- Приготовьте картинки с изображением предметов, описание которых
требует использование предлогов. Хвалите ребенка в случае удачного
ответа.
- Общаясь с ребенком, создавайте ситуации, в которых необходимо
использование вопросительных предложений: «Я буду есть торт?» и т. д.
Иначе малышу будет сложно усвоить вопросительную интонацию.
- Если вы предлагаете ребенку последовательно выполнить три каких-либо
задания, попросите его сопровождать свои действия высказываниями,
соответствующими последовательности выполнения.
- Учите ребенка пользоваться сложноподчиненными предложениями.
Например, попросите малыша рассказать о двух событиях, которые произошли
совсем недавно: «Мы пошли гулять, и я нашел шарик». Объясняйте ребенку
последовательность событий. Можно попросить его ответить на вопрос: «Что
случится, если... (ты вступишь в лужу)?»
|