Для того, чтобы новые слова закреплялись
в активном словаре малыша на третьем году жизни, нужно как можно чаще
предъявлять ему различные предметы, картинки, включать слова в разные
речевые контексты.
Используйте приемы сравнения, задавайте наводящие вопросы, описывайте малышу предметы и явления окружающего мира.
«Что это?»
Показывая на какую-нибудь тела ребенка или его вещь, задайте вопрос «Что это?»
Варианты этой игры: задавайте ребенку
«что это», показывая на различные предметы домашнего обихода; слушая
звуки, которые издают животные; вытаскивая из мешочка мелкие вещицы.
Можно разложить на столе игрушки или какие-нибудь предметы, накрыть их
скатертью и, когда малыш спросит «Что это?», попросить его снять
скатерть и назвать предметы.
«Кто это?»
Объясните ребенку, как и когда нужно
задавать вопрос «кто?» и как на него отвечать. По книге с картинками
спросите у малыша: «Кто едет на машине?», «Кто сидит за столом?» и т. д.
Используйте ситуации вокруг вас и малыша; спрашивайте ребенка: «Кто
бежит?», «Кто ест?» и т. п.
«Ответ на два вопроса»
Приготовив предмет, игрушку или
картинку, задайте ребенку по очереди вопросы: «Что это?» - «Это яблоко».
«Какого цвета яблоко?» - «Яблоко красное». Помните, что второй вопрос
должен быть простой, а перед тем, как предложить ребенку отвечать, дайте
ему образцы ответов, показывая предмет, спросите: «Что это?» - и
ответьте сами: «Это чашка. Чашка маленькая». После тренировки попробуйте
спросить таким образом малыша.
«Обобщаем»
Смешайте картинки и предметы,
относящиеся к разным категориям, и попросите малыша дать вам, например,
все картинки, на которых изображены птицы (машины). Если он пропустил
какую-то картинку, скажите: «Я вижу еще одну птицу!» и попросите найти
ее.
«Выбери»
Покажите ребенку картинку и спросите о том, что на ней изображено: «Это одежда?» (или другое обобщающее понятие).
«Что такое?»
Приготовьте картинки (игрушки или
предметы), возьмите по несколько штук из каждой группы, например, 3
картинки с «едой», 4 - с машинками, 3 - с животными. Показывайте ребенку
по очереди эти картинки, а малыш пусть скажет, что это - еда, машины
или животные.
«Нет»
Улучите момент, когда малыш отрицательно
качает головой, и покачайте тоже, сопровождая это словом «нет».
Попросите малыша повторить это слово. Предложите ему что-либо, от чего
он обязательно откажется, и потренируйте слово «нет». Можно использовать
прием с игрушками: «Кукла спит?» - «Нет». «У мышки есть рога?» - «Нет» и
т. д.
«Нету»
Покажите малышу несколько игрушек,
спрячьте их и скажите: «Нету». Попросите ребенка повторить это слово.
Проговорите ситуацию несколько раз.
«Не»
Показывайте на различные предметы и
части тела и сообщайте малышу, чем они не являются (выражайте
отрицание). Например, вы показываете ребенку на нос и говорите: «Это не
рот»; показываете на вилку и говорите: «Это не ложка». Потом спросите у
ребенка, показав на ухо: «Это не нос?» Если он молчит, ответьте за него:
«Не нос!» - попросите повторить. Давайте ребенку время на ответ.
«Что делает?»
Приготовьте картинки, на которых
изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий),
и спросите ребенка: «Что он делает?» Малыш должен правильно назвать
действие, то есть глагол (окончание может путать).
Вариант игры: на столе или ковре
рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверюшек,
кукол - по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет,
зайка спит и т. д.).
«Что я делаю?»
Производите какие-либо действия и спрашивайте малыша: «Что я делаю?» Он будет вам отвечать.
«Объяснялки»
Приготовьте несколько игрушечных или
настоящих предметов, положите их перед малышом. Взяв ложку, спросите:
«Что мы делаем ложкой?» или «Чем мы едим?» (в этом случае малыш должен
выбрать ложку и назвать ее, взяв в руки).
«Мой - не мой»
Приготовьте несколько предметов, одни из
которых принадлежат ребенку, а другие - кому-то другому. Спросите
малыша: «Чья это пирамидка». Добивайтесь, чтобы малыш, отвечал: «Это
моя» или «Это не моя».
«Я»
Приготовьте несколько игрушек и
расположите на столе перед малышом. Задавайте вопросы и ребенку, и
игрушкам (мишка, зайка, белка и т. д.). «Кто спит в берлоге? Ты?» -
обращаясь к ребенку. Малыш должен научиться отвечать: «Нет, не я. Мишка
спит в берлоге». «Кто сегодня хорошо поел?» - «Я». Когда малыш говорит о
себе, он должен употреблять местоимение «я» чаще, чем свое имя.
«Чей?»
Выберите и приготовьте несколько
предметов, чья принадлежность хорошо известна малышу. Спросите его: «Чье
это платье?» И ответьте сами: «Мамино», выделив окончание. Попросите
ребенка повторить и постепенно добивайтесь самостоятельного употребления
притяжательных местоимений.
Вариантом является игровое задание, в
котором участвуют игрушки: «Чья это морковка?» - «Зайкина», «Чьи это
усы?» - «Мышкины». «Чья это юбочка?» - «Куклы», тогда малыш будет
осваивать притяжательные прилагательные.
«Могу и буду»
Приготовьте картинки с изображением
животных (собака, кот и т. д.) или игрушки. Дайте ребенку игрушку и
спросите: «Кто может мяукать?» Ответ, который вам нужен, будет: «Кот
может мяукать». Вначале нужно давать малышу образцы ответов. Затем можно
спросить у ребенка: «Кто будет есть мед?» - «Мишка будет» и т. д.
«Угадай»
Приготовьте картинку, покажите ее малышу
и попросите его рассказать, используя как можно больше признаков, но,
не называя сам предмет, что там нарисовано. Потом можно загадать
какой-то предмет и дать его подробное описание, а ребенок должен
догадаться, о чем идет речь. Можно помочь вопросами.
«Наоборот»
Приготовьте несколько пар картинок,
обозначающих противоположные по значению слова. Можно воспользоваться
«Альбомом антонимов» с иллюстрациями. Предложите ребенку разложить
картинки по парам. Для начала можно предложить несколько пар предметов,
хорошо знакомых малышу. Называйте признак: «Огонь - горячий, а лед -
...», «утюг - тяжелый, а бумага - ...» и т. д.
Помните, что в этом возрасте ребенок
постепенно начинает пользоваться обозначениями времени (вчера, сегодня) и
спрашивает вас о значении новых слов. Поэтому и вы будьте внимательны:
когда говорите с малышом или читаете ему, спрашивайте, понимает ли он, о
чем идет речь, известно ли ему значение того или иного слова,
объясняйте. Если ребенок задает вопросы, поощряйте его любознательность.
Учите произносить слово «еще»
- Если вы кормите малыша, и он вам показывает, что хочет «добавки»,
произнесите слово «еще» и попросите ребенка повторить за вами это слово.
- Дайте малышу интересную игрушку (например, яркое колечко). Если
ребенку понадобится еще одна игрушка, подождите, пока он сам не
попросит: «Еще».
- Если малыш любит качаться на качелях, попробуйте остановить качели и подождите, пока ребенок не попросит вас: «Еще».
- Когда ваш малыш усвоит это слово и сможет его использовать,
предложите ребенку комбинировать «еще» с другими словами: «дай еще»,
«еще яблоко» и т. д.
Учите малыша произносить слово «все»
- Когда ребенок поест, и его тарелка опустеет, скажите ему: «Все, в
тарелке больше ничего нет». Покажите рукой на тарелку, разведите руки в
стороны и повторите еще раз: «Все, больше нет».
- Похвалите ребенка, что он молодец, съел всю кашу: «Каша вся кончилась».
- Вы поиграли с малышом, а потом вместе с ним убрали, игрушки на место
(в коробку, в шкаф). Обратите внимание ребенка на то, что стол опустел,
покажите рукой на стол и скажите: «Все, нет больше игрушек». Разведите
руками в стороны: видишь, на столе нет ничего. Попросите малыша
повторить вслед за вами слово «все».
- Когда ребенок начнет самостоятельно произносить слово «все»,
предлагайте ему комбинировать это слово с другими словами: «Все, нет
молока» и т. д.
- Играя с малышом, старайтесь употреблять слова: «еще», «все, нет
больше». Пусть к любимой кукле Тане придет в гости еще одна кукла.
Попросите малыша повторить: «Еще Катя». А когда ребенок поиграет,
уберите кукол и скажите: «Все, нет больше кукол».
Учите ребенка выполнять ваши просьбы: «Дай мне», «Покажи мне»
- Возьмите несколько хорошо знакомых ребенку предметов. Положите куклу
в коляску и попросите малыша: «Дай мне куклу». Покажите рукой на себя, а
затем на куклу. Подведите ребенка к коляске, помогите достать куклу из
коляски и дать вам. Похвалите его.
- Посадите мишку в машину. Попросите малыша: «Дай мне мишку». Покажите
на себя, на мишку. Постарайтесь убедить малыша выполнить вашу просьбу.
Обязательно подбадривайте его.
- Поставьте на стол несколько хорошо и знакомых малышу игрушек (куклу,
мишку, мячик). Попросите его показать вам каждый предмет: «Покажи
куклу. Молодец!»; «Покажи мишку. Молодец!»; «Покажи мячик. Молодец!»;
«Дай мне куклу... Умница!»; «Дай мне мячик... Умница!»; «Дай мне
мишку... Умница!»
Учите ребенка показывать знакомые предметы
- Ребенок знает названия очень многих вещей и предметов, которые
находятся в его комнате и во всей квартире. Все равно старайтесь
постоянно называть эти предметы. Просите ребенка принести вам подушечку,
одеяло, маленький стульчик, пирамидку и т. д.
- Во время прогулок рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает.
Покажите малышу цветы, которые растут на клумбе или на газоне. Пусть
ребенок их рассмотрит, потом найдет другие цветы и покажет вам.
- После того как вы назвали предмет и показали его ребенку, еще раз
повторите, как он называется. Потом попросите малыша найти такой же
предмет и показать вам его.
- Покажите ребенку камешки, которые увидите под ногами. Поднимите их,
дайте их рассмотреть малышу. Пусть ребенок найдет камешек и даст вам.
Постоянно разговаривайте с ребенком. Объясняйте малышу, что вы делаете,
чем пользуетесь, как называются разные предметы и явления. Используйте в
своей речи только простые предложения.
- Рассматривайте вместе с ребенком журналы, детские книжечки. Просите
малыша показывать знакомые предметы: «Где мишка?», «Где кукла Таня?»,
«Покажи мне мячик, машинку» и т.д.
- Берите малыша с собой за покупками. Пусть он вместе с вами выбирает
игрушки или продукты. Просите его принести что-нибудь доступное для
него: «Принеси мне хлеб, печенье» и т. д.
- Учите ребенка показывать части тела
- Сядьте напротив малыша и возьмите в руки куклу. Покажите рукой на
носик куклы, скажите: «Это нос». Спросите у ребенка: «Где твой нос?»
Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его носика :«Вот твой нос».
Попросите малыша показать, где носик у куклы. А затем спросите ребенка:
«Где твой носик?» Добивайтесь, чтобы малыш самостоятельно показывал эту
часть лица.
- Учите малыша показывать нос, рот, глаза у других людей: мамы, папы,
бабушки. Спрашивайте его: «Где мамин нос?»; «Где папин нос?»; «Где
бабушкин нос?» Если малыш показывает правильно, скажите ему: «Да, правильно, это нос».
- Подойдите с ребенком к зеркалу. Покажите на своем лице нос, глаза,
рот. Показывайте и называйте. Теперь попросите малыша показать и
назвать, где у него глазки, носик, ротик.
- Теперь попросите малыша дотронуться пальчиком до ваших носа, рта,
глаз. Возьмите в руки куклу или зверюшку и попросите ребенка показать на
них те части лица, которые он усвоил. После того как ребенок усвоил эти
части лица, можно переходить к следующим.
- Когда будете купать своего малыша, обязательно называйте те части тела ребенка, которые вы помыли или будете сейчас мыть.
|