Ребенка необходимо специально учить
выделять в предметах и явлениях наиболее существенные стороны,
устанавливать связи, обозначить их словом.
Для развития связной речи полезно читать
ребенку книги и рассказывать различные истории. Двух-трехлетние малыши с
удовольствием слушают рассказы и сказки и, подражая взрослым, пытаются
комментировать собственные действия.
Мы предлагаем вашему вниманию несколько советов и полезных упражнений:
• Рассказывайте ребенку сказки («Репка»,
«Колобок»), показывая картинки, на которых изображены персонажи. После
того, как малыш выслушал сказку, повторите ее еще раз вместе с ребенком -
пусть он договаривает слово, фразу.
• Читайте малышу, старайтесь удерживать
его внимание на книге в течение 5 минут. Закончив читать, задайте
ребенку несколько вопросов, чтобы понять, понял ли он содержание. Если
малыш не хочет вас слушать, выберите момент, когда он спокойно играет, и
почитайте ему, не концентрируя его внимания на книге.
• Читайте малышу каждый день в одно и то
же время. Никогда не представляйте чтение как нудную обязанность,
наоборот, пусть это будет вам приятно и интересно. Пусть малыш сам
выбирает книжку и сказку или рассказ в ней.
• Иногда ребенку трудно сосредоточиться
на книге. Попросите его послушать хотя бы несколько минут - заведите
будильник или поставьте песочные часы на 1-2 минуты. Если малыш слушает
внимательно до истечения времени, похвалите его. А время нужно
постепенно увеличивать.
• Читайте с удовольствием, выразительно.
Выбирайте время, когда вы и ребенок можете расслабиться, действительно
заинтересоваться чтением, например, перед сном.
• Показывайте малышу по ходу чтения
иллюстрации, поощряйте желание ребенка нарисовать каких-то персонажей,
описывать уже нарисованные картинки.
• Разрешайте ребенку держать книгу и
переворачивать страницы, вставлять в знакомый текст отдельные слова,
словосочетания, заканчивать слова.
• Записывайте придуманные малышом
истории и читайте их ему; просите ребенка сочинить свой рассказ или
закончить чью-то историю по известному началу.
Выбирая книгу для ребенка:
- старайтесь подбирать текст, доступный возрасту малыша;
- иллюстрации должны быть понятны ребенку и не слишком перегружены деталями;
- содержание должно быть понятно по картинкам;
- книга должна не только развлекать, доставляя удовольствие, но и
развивать (закреплять произношение звуков, расширять кругозор),
воспитывать, обогащать словарь ребенка.
«Можешь ответить»
• Занимаясь какими-то домашними делами,
спрашивайте малыша о характере этих действий: «Как мы подметаем пол?»,
«Как мы моем чашки?» Если ребенок не отвечает или жестикулирует,
ответьте сами, подскажите ему, как надо отвечать на подобные вопросы.
Ответ должен состоять из 2-4 слов.
• Когда малыш чем-то занят, спросите
его, что он делает. Когда он закончит, спросите, что он делал. Попросите
ребенка рассказать о пережитом им, увиденном, услышанном.
• Во время чтения сказки попросите
малыша описать какую-нибудь иллюстрацию, а после прочтения предложите
ему пересказать сказку (сначала с помощью иллюстраций, а потом без них).
• После выполнения каких-то действий
(например, прогулки) попросите малыша рассказать вам о том, что он
делал. Потом можно попросить рассказать, что он делает сейчас.
• Предложите ребенку послушать историю в
картинках. Затем положите перед ним несколько картинок по порядку, а
остальные - просто кучкой; повторяя вновь свой рассказ, попросите
ребенка доложить на место недостающие картинки. Затем предложите малышу
рассказать историю по картинкам. Можно помогать вопросами: «Что
случилось потом?»
• Играя с ребенком, поощряйте его
желание комментировать игровые действия. В игре малыш накапливает опыт
выполнения разнообразных движений и действий, испытывает различные
переживания - и все это стремится выразить с помощью слова. С этой поры
слово прочно входит в жизнь малыша, влияет на его поведение и развивает
способности к познанию.
|