От года до двух лет ребенок очень
восприимчив к усвоению речи. До полутора лет малыш гораздо лучше
понимает речь взрослого, чем говорит сам. Он уже знает названия многих
игрушек, одежды, частей тела, лица, предметов домашнего обихода; хорошо
запоминает названия действий, с которыми часто встречается в
повседневной жизни. Если вы, укладывая ребенка спать, умывая его,
одевая, каждый день повторяете одни и те же слова («Дай ручку», «Ложись
бай-бай», «Есть» и т. д.), малыш быстро выучит эти слова.
Играя с малышом, используйте
слова-инструкции: «Дай», «Принеси» и т. д. При этом объясняйте словами,
что именно нужно сделать (дать, принести), иногда полезно подкреплять
объяснение жестами. Старайтесь говорить с ребенком четко, немногословно,
так, чтобы малышу стало ясно, что данное слово обозначает именно этот
предмет.
Ребенок в возрасте от одного года до
года шести месяцев любит подражать звукам, а также повторять слова за
взрослыми. Малыш с удовольствием играет словами, произносит выдуманные
им слова - например, создает упрощенные слова из начальных звуков слова.
Часто какой-нибудь слог означает не один определенный предмет, а
несколько разных, но в чем-то похожих предметов. Так, малыш называет
«кыс» не только кошку, но и все пушистое.
Темп развития речи у детей разный: одни
начинают говорить раньше, другие позднее. При этом скорость овладения
словом зависит и от внимания взрослых, которые окружают малыша, и от
индивидуальных особенностей ребенка.
Однако, если малыш будет предоставлен
самому себе, то и речь его будет развиваться медленно. Необходимо как
можно чаще общаться с ребенком, играть с ним, беседовать. Большую роль в
развитии речи играет тренировка голосового аппарата ребенка.
На втором году ребенок четко произносит
гласные звуки: [а], [о], [у], [и]. С согласными дело обстоит сложнее -
малыш предпочитает пользоваться более простыми по артикуляции звуками:
ряд твердых согласных заменяет мягкими, звонкие согласные - глухими, а
некоторые согласные просто не использует.
|