Условно этот период можно назвать «Меня понимают все».
Что это значит?
Функции речи расширяются, и она
становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и
средством его общения с детьми.
Чем это определяется? Каковы особенности развития речи в данном возрасте?
Резко увеличивается способность
подражать, воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка
(получить игрушку, поделиться своими радостями и многое другое)
оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи (очень быстро
пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложение и
т. д.).
Речь становится средством познания
окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже
хорошо понимает все, о чем говорит с ним взрослый, что касается его
непосредственного окружения, связано с его переживаниями. С ним можно
говорить также о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать,
куда пойдет и т. д., то есть начинает формироваться планирующая функция
речи. Ребенок может заранее сказать, что он будет рисовать или строить, и
по-своему рассказать об этом. Планирующая функция речи, прежде всего,
появляется именно в практической деятельности (рисовании,
конструировании), и она очень важна для общего умственного развития.
На третьем году малыш может не только
слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого,
что, безусловно, обогащает его знания и речевой опыт.
Как можно чаще читайте детям сказки,
потешки, стихи. Вот где представлено богатство русской речи! Им доступны
и интересны такие русские сказки, как «Колобок», «Три медведя»,
«Машенька и медведь», «Волк и семеро козлят» и др. Обратите внимание
ребенка на меткое народное слово в этих произведениях. Имейте в виду,
что мультики не дадут того, что дает книга. Все, что ваш малыш
воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи, возникает
описательная речь, речь-монолог. Появление ее связано с расширением
круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка.
Вместе с развитием речи успешно
развиваются все психические процессы (мышление, память, внимание,
воображение). Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость
отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения,
умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-действенного характера (о
том, что видит, с чем действует).
Происходит дальнейшее развитие процесса
обобщения, на основе которого формируются понятия. Причем основой
обобщения являются качества, свойства и функции предметов, животных и
людей. В этот период, во второй половине третьего года жизни, дети
начинают задавать огромное количество вопросов, что также
свидетельствует о развитии речи и мышления.
Родителям следует с уважением относиться
к детским вопросам и давать на них краткие, ясные, понятные ответы.
Первые вопросы ребенка очень просты, они в основном о предметах и лицах,
которые непосредственно его окружают. Побуждая малыша отвечать на наши
вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и
правильно применять уже приобретенный запас слов, обогащаем его новыми
словами.
Поддерживая диалог с ребенком, мы
открываем ему возможность общения со взрослыми, которое является для
него не только средством приобретения знаний, но и источником радости.
На это указывают многие психологи и педагоги. Но простую истину, что
общение взрослого с ребенком является или, во всяком случае, должно быть
уже с ранних лет и на протяжении всего детства не только источником
знаний, но и большой радостью, не все родители, к сожалению, в
достаточной мере понимают.
Можно и нужно рассказать ему о нем самом
и близких людях (как зовут, чем занимаются, конечно, в самой доступной
форме); о том, что он видел на улице или в детском садике; рассказать о
курочке, коровушке, о зайчике, живущем в лесу, о белочке с длинным
пушистым хвостом, о медведе, спящем всю зиму, и еще о многом другом.
Говорить с ребенком надо простым и понятным для него языком, используя
простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными
разговорами и рассказами.
Все, что говорится маленькому ребенку,
должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с
которыми родители обращаются к малышу, должны быть хорошо ему известны.
Идти таким путем - значит, не обогащать его речь и ум. Наоборот,
советуем время от времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить
два-три новых, в круг рассказов о знакомом понемногу вкрапливать
что-нибудь занимательное о том, что он видел на картинке или, что дошло
до него понаслышке.
Само собой разумеется: все новое, что мы
сообщаем ребенку,- будь то новое слово или новое знание о природе,-
должно соответствовать уровню его развития и понимания, идти навстречу
его интересам, накладываться на то, что ему уже известно.
Как этого добиться? Путь простой, но не
очень легкий. Новое надо уметь объяснить с помощью знакомых слов,
понятных выражений, изображений на картинке. Одним словом, в новом малыш
должен увидеть уже знакомое ему, тогда и это новое предстанет перед ним
с большей наглядностью.
В этом возрасте формируется описательная
развернутая речь детей - речь-монолог. Появление ее связано с
расширением круга общения, представлений ребенка, с ростом его
самостоятельности. И здесь роль взрослых особенно велика! Родителям
следует знакомить малыша с примерами такой речи, ее эталонами, чаще
рассказывать сказки, читать стихи, небольшие рассказы вместе с ребенком.
И еще одно важное достижение в развитии речи детей данного возраста - это словотворчество.
Классические примеры детского
словотворчества приводит К. И. Чуковский: стрекоза - «стрекозел»,
морщинки на лбу - «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»),
«намакаронился», «глазки выньми», «журчей»... Купаясь в ванне и
заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а
вот вытонула». Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой
не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов.
Притонуть - не то, что утонуть, это утонуть на время, чтобы, в конце
концов, вынырнуть.
К. И. Чуковский объясняет такое детское
творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами
по-своему. Сам того не подозревая, он направляет все свои усилия к
тому, чтобы путем аналогии усвоить созданное многими поколениями
взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким
мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из
которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой
его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой грудной
повседневной работе. Такое неосознанное словесное творчество Корней
Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства.
Прочитайте его книгу «От двух до пяти», в ней очень много полезных
советов родителям.
Очень большое значение для развития речи
детей имеет практическая деятельность. Вы, наверное, замечали, что в
этом возрасте ребенок много играет, рисует, конструирует из кубиков,
трудится. Двухлетний малыш все больше играет самостоятельно, а чуть
позже берет на себя роль мамы, папы, шофера и др. При этом много говорит
со своими игрушками, сам с собой. Это следует всячески поощрять.
Очень полезно, если и вы сами будете
играть с детьми. Во время ваших совместных разговоров ребенок услышит
много слов, легко запомнит их и, уверены, повторит затем в
самостоятельной игре. В каждой совместной с ребенком деятельности
старайтесь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша
вовлекают его в речевое общение. Ребенок ищет сотрудничества со
взрослым. Помогите ему.
Организуя какую-либо деятельность
ребенка, родителям следует помогать ему вступать в речевой контакт со
сверстниками: «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик
(совочек), поиграйте вместе».
Итак, на третьем году жизни значительно совершенствуется активная речь ребенка. Обобщим основные направления ее совершенствования.
• Очень быстро растет словарь (до
1200-1500 слов). В речи детей появляются глаголы, причем они могут
употребляться в прошедшем и будущем времени. Это уже результат
становления практической деятельности самого ребенка (игра, рисование,
труд), в которой он больше всего сопровождает свои действия словами.
Кроме глаголов и существительных, в речи детей широко представлены
местоимения (личные и притяжательные: я, мы, мой, твоя и т. д.). Дети
начинают пользоваться предлогами, в их речи увеличивается количество
прилагательных и наречий. Это позволяет им оформлять свои мысли,
выражать их предложениями.
• Начинает оформляться грамматический
строй детской речи, хотя она и состоит преимущественно из простых
повествовательных предложений. Дети уже нередко пользуются
восклицаниями, вопросами, выражая свою мысль не только интонацией, но и
словами. Все чаще они обращаются к взрослым с вопросами. Появляются
сложные предложения с предлогами и союзами, но с чисто детской
конструкцией («Что ли пойдем гулять?»).
• Развивается эмоциональная
выразительность речи, умение слушать и рассказывать небольшие
стихотворения, потешки, сказочки, рассматривать картинки в книге,
говорить о них.
• Формируется умение вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой.
Все это, безусловно, влияет на развитие
личности ребенка. Он начинает гордиться своими успехами, становится
более самостоятельным.
Быстрое развитие речи присуще всем
здоровым детям. Это нормальное явление, если родители с первых месяцев
жизни ребенка занимаются с ним, общаются. Родителей должно насторожить,
если малыш в этом возрасте почти не говорит или говорит мало,
употребляет лишь простые, односложные фразы. Это уже определенное
отставание в развитии речи, необходимо выяснить его причины.
Специалисты выделяют три основные причины:
• заболевание ушей и носоглотки, а также другие тяжелые заболевания;
• органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью;
• недостатки воспитания, когда ребенок растет «запущенным», ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним.
В первых двух случаях необходимо как
можно раньше обратиться к врачу, чтобы своевременно начать
соответствующее лечение. Нельзя забывать, что, чем дольше длится
отставание речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее
последствия.
Итак, к трем годам ребенок легко и свободно говорит, если все условия первых лет его жизни благоприятствуют этому:
- Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и
как следствие - доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
- Высокая культура речи взрослых: родителей, близких людей и др.
- Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи ребенка.
- Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
- Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.
- Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
|