Итак, мы уже не только знаем
теоретически, что первые, очень простые слова ребенок говорит примерно в
год жизни, но и с огромным удовольствием слышали его первые слова. В
дальнейшем малыш будет все чаще радовать маму и папу маленькими успехами
на очень непростом пути освоения и совершенствования речи.
На втором году жизни словарный запас
ребенка пополняется довольно быстро; простые слова он произносит четко, с
произношением сложных слов у него возникают проблемы, и тогда малыш
трудно произносимые слова упрощает или как-то переиначивает под себя,
под свое умение (а точнее - под свое неумение) говорить.
Мама и другие члены семьи, как правило,
хорошо понимают, какие слова произносит ребенок на свой лад и что он
хочет сказать. Сначала малыш редко радует близких новым словом, но со
временем он усваивает все больше слов, а однажды близкие замечают, что
ребенок составил из двух или трех слов простенькую фразу. Эта фраза -
настоящий праздник для семьи, поскольку она отражает мысль. Ребенок,
говорящий фразы, уже мыслит!
Существует зависимость: чем активнее
мама и папа, а также другие домашние занимаются с малышом, тем быстрее
он осваивает новые слова, тем интенсивнее пополняется его словарный
запас.
У мамы, не имеющей обыкновения во время
ухода за малышом разговаривать с ним, у мамы, не находящей времени
позаниматься с малышом, и малыш будет не особенно разговорчив - он не
заговорит в том возрасте, в каком заговорят другие дети, словарный запас
его будет скуден, произношение будет из рук вон плохое, и в психическом
развитии он начнет заметно отставать от своих сверстников.
Если же мама постоянно с ребенком
разговаривает - переодевая, кормя, купая его, играя с ним, укладывая его
спать, - ребенок и заговорит вовремя, и речь его быстро разовьется, и
словарный запас сложится немалый. Разговаривать с малышом мама должна о
вещах самых простых и обыденных - объяснять все, что она делает, а также
она должна постоянно проговаривать то, чего хочет от ребенка добиться.
Очень помогают в обретении навыка речи, в
понимании смысла произносимых мамой слов предметы; говоря о том, что
малышу пора поесть, мама показывает на чашку и ложку; если пришло время
попить, мама берет в руки бутылочку и говорит о ней; мама заводит
разговор о расческе, когда собирается причесать малыша; мама в
определенное время заговаривает о горшке и достает сей предмет из-под
детской кроватки и т. д.
|