На третьем году жизни
ребенок не только замечает вокруг себя красивое - в природе, одежде,
игрушках, но стремится и сам участвовать в создании прекрасного: рисует,
лепит из глины или пластилина, пляшет, украшает елку, аккуратно
относится к одежде, игрушкам и др.
Восприятие картинки, художественной
игрушки вырабатывает у ребенка чувство красоты. Восприятие музыки
обогащает мысли и чувства ребенка, под музыку дети ритмично двигаются,
поют. Восприятие литературных произведений вызывает представление о
художественных образах, выраженных словом.
Праздники, музыкальные занятия,
рисование, лепка доставляют большую радость детям, развивая их
эмоциональную активность, речь, игру.
К трем годам ребенок
правильно ориентируется на форму, величину, цвет. Он безошибочно
отличает шарик от кружочка, определяет предмет большой, маленький, очень
большой и совсем маленький по размеру. Называет основные 4 цвета:
зеленый, красный, синий, желтый.
Процесс рисования, лепки носит характер
игры и развивается по ее законам: сначала - знакомство с карандашом,
бумагой, глиной (водит карандашом по бумаге, нажимает на него, рвет
бумагу, ломает карандаш, мнет в руках глину), затем - манипуляция
(повторные движения карандашом, разрывает глину на мелкие кусочки),
отображение действий взрослого («рисует» то, что показала
воспитательница) и, наконец, изобразительное творчество (нарисовал
«портрет» мамы, слепил грибок без подсказки взрослого).
В рисунках, возникают простейшие
изображения, которые дети воспринимают как предмет и дают ему название:
нарисовала девочка круги, не отрывая карандаш от бумаги, и сообщает, что
это нитки. Но внушаемость еще велика, и, если воспитательница,
посмотрев на рисунок, говорит, что это мячик, то ребенок мгновенно
соглашается, так как опыта еще мало и нет своего устойчивого мнения.
|