В раннем возрасте у большинства детей
система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью
на музыку и элементарными компонентами познавательных музыкальных
способностей - сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. В
структуре сенсорных способностей у большинства детей представлены в
основном тембровый, динамический и звуковысотный (самое начало развития)
компоненты музыкального слуха и чувство темпа как компонент чувства
музыкального ритма.
В структуре музыкального мышления -
способность услышать общий характер, настроение музыкального
произведения (очень простого). В структуре музыкальной памяти -
непосредственное, непроизвольное запоминание; опознающая музыкальная
память.
Дети второго года жизни уже достаточно
внимательно слушают музыку, исполняемую на фортепиано (3-4 минут с
перерывами, непрерывно звучащую - 15-20 секунд), а также на различных
детских музыкальных инструментах (триоле, ксилофоне, губной гармошке).
Дети 1 года - 1 года 6 месяцев слушают музыку, находясь в удобном для
себя, свободном положении. Воспроизводят звукоподражания во время
музыкально-двигательных показов («ав-ав», «мяу-мяу» и т. п.). Подпевают
отдельные слоги песен («а-а-а», «да», «аи!»).
Повторяют движения взрослого в
упражнениях, играх и плясках, сначала слегка запаздывая, а в дальнейшем
почти точно. Выполняют движения, диктуемые словами песен («ладушки»,
баюканье, пляска кукол и др.), сначала по показу взрослого, а в
дальнейшем самостоятельно. Могут воспроизвести плясовые движения: хлопки
в ладоши, хлопки по коленям, пружинку, топанье одной ногой, боковые
переступания с ноги на ногу, повороты кистей рук («фонарики»).
Дети в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2
лет, услышав слова «музыка» или «послушаем музыку», затихают,
выжидательно смотрят на музыкальный инструмент. Могут слушать музыку
сидя; их внимание становится более устойчивым, если знакомые мелодии
исполняются на различных музыкальных инструментах. Знакомые песни в
исполнении взрослых с аккомпанементом слушают с интересом и без
музыкально-двигательного показа. Подпевают слоги («бай-бай» и «ля-ля») в
различных эпизодах музыкальных игр и упражнениях, простейшие слова
песен («Маша», «Катя», «к нам», «дам»).
По показу взрослого выполняют различные
движения (в плясках, упражнениях и играх) без предмета и с предметом.
Выполняют эти движения самостоятельно, отзываясь на название песни,
музыку. Прекращают движение с небольшим опозданием после завершения
звучания музыки. Участвуют в простейших сюжетных играх, где главное
действующее лицо - игрушка в руках взрослого.
Дети третьего года жизни уже могут с
интересом слушать рассказы, сопровождаемые музыкой; запоминают ее,
узнают, о каком эпизоде или персонаже она рассказывает. Слушают не
только произведения программно-изобразительного характера, созданные
композиторами специально для маленьких детей, но и классическую музыку.
Дети этого возраста могут слушать музыку без предварительного показа
соответствующей игрушки или картинки. Узнают знакомые песни по
фортепианному сопровождению, иногда могут узнавать их и по
сопровождению, исполняемому на других инструментах (гармошке, триоле,
металлофоне, детских синтезаторах).
Подпевают взрослому, правильно передавая
ритм и отдельные интонации мелодии. С помощью воспитателя поют
индивидуально и группами. Запоминают слова песни, но часто еще
недостаточно хорошо их произносят.
Выполняют движения в играх, упражнениях и
плясках по показу взрослого в соответствии со словами, если они есть, и
музыкой. Запоминают и воспроизводят под музыку показанные взрослыми
новые движения или новые сочетания уже известных; меняют движения в
соответствии с частями музыкальной пьесы (двух- и трехчастная формы).
Участвуют в сюжетных играх, передают в
них характер движений, переходят с изменением музыки от одного эпизода к
следующему, как по показу, так и самостоятельно. В музыкальных играх и
плясках овладевают более сложными действиями с предметами, в том числе
новыми (палочками, султанчиками и др.); новыми движениями, которые
выполняются индивидуально (бег на месте; «громкая» и «тихая» ходьба; бег
вперед - назад на носках; прыжки на двух ногах).
|