Дети второго года жизни еще не могут
изображать предметы. Ребенок пока просто манипулирует с карандашом:
перекладывает его, стучит по столу, прислушивается к стуку, шуршанию
листа бумаги. В процессе этих действий у него случайно возникают на
листе линии, штрихи, точки. Этот период исследователи называют
доизобразительным.
Иногда малыш, наблюдая, как взрослый
пишет, повторяет эти действия. Возникающие на бумаге линии постепенно
меняются: от штрихов ребенок переходит к неотрывным круговым линиям (на
листе появляются спирали, круги разной формы и размера), стремится
заполнить весь лист. Первые каракули часто имеют зигзагообразный
характер.
У детей от 1 года 6 месяцев до двух лет
постепенно исчезает хаотичное нагромождение линий, и появляются округлые
и удлиненные изображения форм. Ребенка привлекает протяженность линий.
Получившиеся изображения он ассоциирует по форме, цвету с известными ему
предметами. Возникают первые попытки дать им названия.
Доизобразительный период очень важен для
развития изобразительной деятельности. Манипуляции с карандашом, комком
глины или пластилина постепенно подготавливают ребенка к изображению
простейших предметов и явлений.
У детей третьего года жизни появляется
интерес к процессу рисования, лепки. Они увереннее держат карандаш; в
деятельности наступает новый этап - узнавание. В их рисунках, лепке
появляются некоторые черты, которые помогают узнать и сказать, что это.
Ребенок с удовольствием называет предмет, так как ему становится
интересен результат. Так, в изображении прямоугольной формы он узнает
машину, дом. Возвращаясь к рисунку, вновь повторяет эти изображения.
Ребенок любит закрашивать лист,
испытывая удовольствие от действий с кистью. Его начинает привлекать
ритмичное нанесение мазков на бумагу. Еще нет замысла, рисование и лепка
имеют характер игры: возникающий образ становится для ребенка живым -
он закрывает рукой нарисованного жучка, чтобы тот не убежал, или
поднимает трубку и разговаривает с мамой по телефону.
Ребенок осваивает пространство листа,
оно становится местом действия («машина едет по дороге», «на полянке
растут красивые цветы» и т. д.). От непроизвольных действий переходит к
произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе,
объемную форму в лепке. К трем годам дети все чаще создают изображения
предметов разных очертаний - овальных, прямоугольных. Очень своеобразно
они передают динамику: рисуют зайчика, потом заштриховывают его
карандашом или закрашивают краской: «зайчик убежал в лес».
Узнаваемость получаемых в рисунке и
лепке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений
руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно
возникшие ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий
помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом, явлением
(«листопад», «дождик», «одуванчики растут», «жучки бегают в травке»).
Появление разнообразных форм, цветовых сочетаний, ритмичных мазков
придает особую выразительность первым детским рисункам.
|